Главная Новости региона

Месяц благодеяний

26.11.2008
С 1990 года национальному празднику в Республике Бурятия придан статус народного. Это стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов бурят.

Этот праздник отмечается в Японии и Китае — в первую луну после зимнего солнцестояния, а приготовления к нему начинаются с 27 на 28 лунный день последнего месяца ритуалом призывания десяти сахюсанов­хранителей. Празднование Нового года в Монголии длится месяц и называется Сагаалган, а в Тибете — Монлам ченмо.

Большая часть жителей Бурятии четко соблюдает ритуалы «Белого месяца». Каждая бурятская семья готовится не только отметить Сагаалган как праздник, но и совершить все необходимые обряды для того, чтобы новый приходящий год был удачным, без болезней. Обряды этого древнего народного праздника несут в себе глубокий смысл: надо совершить как можно больше благодеяний в первые дни нового года, стремиться укрепить любовь у разных поколений, наполнить душу светлыми мыслями, устремлениями. Потому месяц и называют белым, что в этот срок надо постараться обновить все в своей душе и удержать все наичистейшее в себе. Считается, если это удастся, то можно действительно продлить жизнь себе и своим близким.

Сагаалган — праздник окончания зимы, время долгого застолья и прекрасный повод навестить родственников и знакомых, одаривая их дорогими подарками. В каждом доме угощают гостя национальными мясными блюдами, самое вкусное из которых — позы. Сагаалган — месяц обмена подарками, особенно везет детям, ведь им можно дарить деньги.

Очищение огнем

Культовая встреча Сагаалгана начинается в дацанах. Чтобы год прошел благополучно, надо обязательно помолиться в эти дни, — поэтому новогоднее богослужение считается одним из самых важных хуралов. Буддийское духовенство совершает по случаю наступления нового года специальный многодневный молебен, который продолжается во всех храмах в течение 15 дней, посвященных 15 чудесам Будды.

За два дня до наступления нового года по восточному календарю проводится магический ритуал вечернего костра «Дугжууба» — обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней. «Дугжууба» — самая красочная, необычная церемония всего Сагаалгана. Ритуал проводится в дацанах обычно за два дня до празднования Нового года, 29 числа по лунному календарю.

Несмотря на то что этот вечер обычно бывает очень холодным, вокруг дацанов происходит настоящее столпотворение. Для обряда изготавливается Соор — этакая высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы и украшенная языками пламени. Под ритуальные молитвы в Соор «вкладывают» плохую карму за прошедший год, и затем его торжественно сжигают на костре. Для этого все желающие приносят куски ткани или кусок пресного теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. Сжигая в костре кусочки старой одежды, ткани, салфетки, комочки теста, верующие сжигают в огне свою прошлогоднюю усталость, болезни, напасти, грехи, обиды, приобретая свежие силы для добрых дел в грядущем году. Службу в храме «Дугжууба» ламы завершают выносом Соора в огонь. После такого ритуала можно смело встречать Сагаалган с чистой душой и телом.

Каждый старается накануне нового года оказаться дома, среди своих близких, чтобы вместе со всеми совершить два обряда — поклонение домашним божествам и подношение угощений хозяину очага. На божницу выставляются скульптуры и развешиваются изображения буддистских божеств. Перед домашними божествами — бурханами — зажигаются лампады, воскуряются благовония, ставятся жертвенные чашечки с разными видами угощений: молочная белая пища, сладости, а еще лучше — баранья грудинка, которую подают вместе с бедренной костью. Подобное угощение — буулэг табиха — должно стоять в доме несколько дней, потом его убирают, и мясо делится между всеми членами семьи.

Наступление Нового года

По легенде, в новогоднюю ночь богиня Лхамо — главный страж Бурятии и покровительница Иволгинского дацана — спускается на землю, ведет пересчет людей, благословляет всех верующих. И поэтому каждый хозяин дома знает что когда гаснет последняя звезда, ему надо выйти на улицу и приветствовать восход солнца дарами от семьи, совершить обряд поклонения духам, хозяевам своей местности. Специально для этого заваривается свежий чай, густо забеливается молоком. В специальной посуде — зерно и монеты. Все это разбрызгивается и раздаривается на все четыре стороны света с просьбой к духам, хозяевам, божествам принять эти угощения и даровать благополучие, мир, здоровье. И при этом хозяин обязательно должен поблагодарить их за то, что в год прошедший они покровительствовали ему.

Кухня Белого месяца

Вечер накануне Нового года — праздник живота. Считается, что чувство предельной сытости обеспечит изобилие на столе на весь год. Почти каждая семья проводит эти вечера за лепкой поз.

Существует поверье, что, чем больше гостей в Сагаалган заглянет в дом и чем богаче будет стол, тем счастливее и сытнее будет год. Поэтому на столе выставляется много молочных и мясных блюд, что символизирует хороший удой молока и отличный приплод скота, словом благополучие и достаток на весь год. На новогоднем столе есть из чего выбрать. Одних только блюд из баранины не менее десятка: отварная в бульоне, баранья голова (подается самому почетному и уважаемому гостю), грудинка, кровяная колбаса в желудочке. Но самое главное угощение — позы (буузы), любимое блюдо не только всех жителей Бурятии.

Очень важный момент при подаче угощений гостям — положение рук. Что бы ни подносила хозяйка гостю (чай с молоком, молочную водку — архи), она обязательно делает это либо обеими руками, либо только правой. Пиалу держат в правой руке, кончиками пальцев левой руки придерживают себя за локоть правой. Такой жест объясняется следующим: бурятский халат имеет длинные рукава и обшлага (манжеты). Поэтому, подавая пиалу правой рукой, женщина слегка оттягивала на себя левый рукав, чтобы его края не задевали содержимое пиалы. Современная длина рукавов значительно сократилась, но этот жест продолжает сохраняться как основной «жест гостеприимства».

Маленькое знамя

Самой распространенной традицией Сагаалгана считается исполнение обряда Хии¬морин — «запуска коня ветров». Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Освященные в храме ритуальные флажки Хии¬морин с изображением летящего коня привязываются к дереву или помещаются на крыше дома.

Владимир Иванов, представитель МИД России в г. Улан­-Удэ:
— Празднование Сагаалгана для меня связано с Джидой. Сагаалган — это обычаи, традиции, позы, мясо, домашняя еда. Для меня это, конечно, поздравления старших, вручение подарков, хадаков. Я президент Джидинского землячества. Сагаалган наше Джидинское землячество отмечает в Улан-­Удэ. Празднует вместе с нами молодежь. В прошлом году в дни «Белого месяца» мы проводили шахматный, волейбольный, теннисный турниры. После соревнований все участники дружно варили баранов, подаренных главой района, и ели командами. Праздник не только объединяет в радости. Мы должны не только поздравлять друг друга, но и прощать обиды. Есть старинный обычай, заведенный во времена Чингисхана. Два дружественных племени собирались в конце весны, обменивались половинками «дощечки Чингисхана». При встрече эти две половинки соединяют вместе, пока идет гулянье, происходит борьба, конные скачки, стрельба из лука. При расставании каждый брал свою половинку с собой и хранил ее до следующего лета. Сегодня эти мероприятия проходят между Джидинским и Кяхтинским районами республики, также Кяхтинским районом Бурятии и Селенгин­ским аймаком Монголии. Страницы: · 1 ·  2 

Источник: http://news.mail.ru/society/1598280/