Главная Буддизм

Буддизм

Считается, что распространения буддисткой религии среди бурят, в том числе и среди так называемых забайкальских, которые проживают на территории современного Агинского Бурятского округа, началось в XVIII веке. До этого, по мнению официальных источников, буряты практиковали шаманизма. Тем не менее, имеются исторические документы, которые свидетельствуют о том, что свыше четырех сотен лет назад населений Добайкалья и Забайкалья уже было знакомо с буддизмом: у бурят были дуганы (войлочные кочевые храмы) и ламы.

В 1727 году, после заключения «Русско-Китайский договор о границе» в Кяхте, буряты официально стали подданными Российской империи. До этого тибетские и монгольские ламы свободно кочевали на территорию Российской империи, вели проповедническую деятельность, а потом беспрепятственно возвращаться обратно. Однако с установлением границ появилась необходимость установить контроль над вероисповедными делами этой национальности. В 1728 г. Савва Рагузинский, выдающийся дипломат того времени, составил «Инструкция пограничным дозорщикам», которым вводился запрет на переход лам на российскую территорию, ограничение контактов с Китаем и Монголией. Кроме того, в документе говорилось о необходимости начала обучения бурятов-мальчиков буддийской вере и монгольской грамоте, чтобы затем сформировать из них штат буддийского духовенства в Забайкалье. «Инструкция» стала первым документом правительства, который признавал буддизм.

Через 14 лет после размежевания границ России и Китая, в 1741 году, Елизавета Петровна, которая только вступила на российский престол, приняла Указ о признании существования в Бурятии «ламаистской веры». Этим же документом утверждалось одиннадцать дацанов, а также 150 лам при них.

Между тем, с приходом буддизма, например, связано начало использования восточными бурятами монгольской вертикальной письменности. Впоследствии она превратилась для них в национальную письменность, чья графика использовалась до 1936-37 годов.

Если верить истории, то 9 родов хори-бурят откочевали в Агинские степи начале XIX века с территории Монголии. В наши дни конфессионально население Агинского округа можно поделить на две большие группы: бурят, которые исповедуют ламаизм (так называется региональная форма буддизма), и православных русских. На территории округа сейчас действуют несколько буддистских храмов, однако главными считаются Агинский и Цугольский дацаны, которые построили еще в XIX веке.

Первый из них заложили в 1811 году, а освятили в 1816 году. Первоначально он являлся буддистским университетом. В нем было четыре факультета, на которых готовили лам разных специальностей. Проведение и обучение дисциплинам в Агинском дацане проходило в рамках традиций Тибетского монастыря Лавран, что в Амдо. Первое здания храма, которые было выстроено 1811 – 1816 годах при участии русских плотников, отличалось явных влиянием традиций православного церковного зодчества. Цокчен-дуган (главный храм дацана) в два этажа стал одним из первых каменных бурятских храмов. На его строительстве и отделке работали только местные мастера.

При дацанах работали типографии, в которых печатали книги по богословию, а также дидактические сочинения на тибетском и старомонгольском языках. Сохранились каталоги лишь четырех из 47 дацанов.

В конце 30-х годов XX столетия дацан закрыли, а лам отправили в ГУЛАГ. Предметы культа и ценности, которые здесь сохранились, увезли в Музеи Москвы и Петербурга. В главном храме Агинского дацана не протяжении нескольких десятилетий размещался санаторий для туберкулезных больных. В 1946 в Забайкалье разрешили открыть только Агинский и Иволгинский (Бурятия) дацаны. В 1990 году по требованию населения округа Агинскому дацану вернули здание Шэгэмуниин – сумэ, все это время использовавшегося не по назначению. Наконец, в 2004 году, после 10 лет реставрации, здесь провели первый хурал (богослужение) после перерыва в 70 лет.

Второй по значимости в округе храм – Цугольский дацан. Его история началась еще в 1800 году, когда 3 бурятских рода ходатайствовали об основании своего дацана. При этом они ссылались на удалённость собственных кочевий от Агинского дацана. Кумирню решено было построить в хр. Урдунуй на пологом склоне холма, который возвышается над поймой реки Онон и устья реки Цугол, давшей название дацану. Официально Цугольский дацан был основан в 1801 году, однако до 1827-28 гг. он был войлочным. В 1831 году начали строить трёхэтажный деревянный цогчен-дацан. В 1865-1868 годах возводилось каменное здание храма. Оно пострадало в пожаре 1887 год, а после восстановления дацан приобрел свой современный вид.  Храм закрыли в 1934, а вернули общине только спустя 54 года.

В наши дни ламайты в округе ведут активную работу по налаживанию сотрудничества как с другими конфессиями, так и с буддистскими организациями и общинами по стране и за рубежом. В 2006 году в Агинском произошло огромное по всей значимости мероприятие – симпозиум под названием «Мир буддийской культуры: сохранение духовного наследия», на который съехались буддисты со всего мира.