Главная Статьи

Агинские шаманы – хранители культурного наследия предков

22.09.2011
Агинские буряты, проживающие на границе трех стран: России, КНР и Монголии, отличаются некоторыми особенностями в своих этнокультурных традициях. Им присущи своеобразные мировоззренческие особенности, которые наложили свой особый отпечаток на их культурные и религиозные традиции.
Несмотря на устойчивые буддийские традиции, агинские буряты широко практикуют шаманство, которое возникло на заре эпохального развития агинских бурят. Слово «шаман» означает человека, находящегося в своеобразном экстазе, который искренне верит в добрых и злых духов. При этом налицо традиции религиозного синкретизма, соединившего в себе разнородность культовых, антропологических и космологических учений.
Непременным условием становления агинского шамана был обряд его посвящения, для проведения которого шаманы привозили из леса большое множество свежесрубленных берез с листьями и ветками для возведения. Устанавливали аллею из берез, которые украшали цветными лентами и шкурками животных. У агинских шаманов существует девять уровней посвящения. Этот обряд до сих пор составляет один из ключевых аспектов шаманизма.
Шаманы, к которым относятся и агинские оракулы — личности неординарные и, как считают многие, наделенные природными способностями вхождения в транс и экстаз. Именно эти способности и подразделяют шаманов на сильных и слабых. Использование ритуальных жестов и бубна – обязательная атрибутика шамана, которая является не просто пустым символом, а имеет важнейшее значение для проведения настоящего шаманского ритуала, помогающая ему заглянуть в будущее.
В конце 80-х, начале 90-х годов практики агинских шаманов легализуются и, закрытая до сих пор деятельность агинских шаманов, обретает открытый и востребованный характер даже за пределами их места проживания. Деятельность агинских шаманов в эти годы помогает разрешению межличностных отношений и, как следствие шаманы начинают занимать социально-значимую позицию. Многие из шаманов являются учителями, медиками и служащими.
В эти же годы наблюдаются различные шаманские нововведения в стиле обрядов, атрибутике. Агинские шаманы, в отличие от шаманов Монголии и КНР, значительно изменили обрядово-ритуальную содержательность, сделав ее более экономичной по времени и менее затратной. Кроме того, в начале 90-х годов социально-экономические трансформации в обществе способствовали большему доверию шаманским практикам.
На сегодняшний день к практике агинских шаманов проявляется научный интерес всего мирового сообщества. Уже с 1994 года проводятся специальные конгрессы, симпозиумы, куда приглашаются для участия и агинские шаманы, при этом многие из них выезжают на экологические семинары за границу. Доверие к сакральным знаниям и возможностям агинских шаманов выросло в разы.

Заказать и купить парики из натуральных волос от 7 компаний по лучшей цене на сайте AllBiz