Главная Агинское Достопримечательности

Достопримечательности

Памятник Цыбикову. Пройдя в противоположную сторону всего несколько десятков метров, попадаем на главную улицу Агинского – Комсомольскую. Через дорогу, в сквере средней школы №2 (Комсомольская,35), стоит памятник Г. Цыбикову – просветителю, путешественнику и исследователю Центральной Азии и Тибета. На высоком постаменте из камней, символизирующем горы, — огромная г8ранитная глыба с бронзовым барельефом Цыбикова. На камне выбит маршрут ученого через Кяхту, Ургу, Гоби, Лавран, Гумбум до Лхасы и изображен караван верблюдов. На отдельно стоящей мраморной плите с орнаментом – барельефный портрет Цыбикова и надпись: Гомбожаб Цыбиков (1873-1930), русский путешественник, исследователь Тибета». Памятник был установлен в 1973 г., по случаю столетия со дня рождения ученого. Гранитную глыбу, подобную той, на которой в Гималаях на перевале Найчжи-Ла, потеряв надежду остаться в живых, он оставил надпись-напоминание «25.06.1900. Русский, поданный Г.Ц.», отыскали на горе в окрестностях Читы. Мраморную плиту привезли из Саяногорска. Автор барельефа нам остался неизвестен, а вот организатора установки памятника – бывшего директора краеведческого музея Д.Д. Доржиева народ помнит.

 

Танк. За сквером школы №2 на пересечении с улицей, которая носит имя Цыбикова, установлен танк. Это знаменитый «Т-34», ставший легендарным в годы войны. На постаменте надпись: «Самоотверженному подвигу агинцев в тылу и на фронтах ВОВ». Танковая колонна «Агинский комсомолец», построенная на средства трудящихся округа, в составе 64-й гвардейской танковой бригады героически сражалось в боях под Прохоровкой в июле 1943 г. Сразу за танком заканчивается строительство здания окружного суда. Через дорогу (Б. Ринчино, 75) – здание типографии, в котором на втором этаже размещаются редакции газет «Агинская правда» и «Толон».

 

Свято-Никольский храм

Свято-Никольский храм. Это уже вторая православная церковь на улице Комсомольской. Первая, деревянная, была построена в 1859 г. Она имела один престол во имя святителя Николая Чудотворца. Все, что от нее осталось, — чугунная закладная алтарная плита, которая находится сейчас во дворе краеведческого музея. Рядом с церковью были могилы наиболее уважаемых жителей Аги, а с южной стороны – ярмарочная торговая площадь, известное публичное место проведения Агинской ярмарки. Вторая, теперь уже каменная, миссионерская церковь с колокольней была построена по инициативе Петра Бадмаева. Он организовал делегацию с прошением к государю императору о закреплении земли и строительстве православного храма в далекой степной Аге. С прошением были делегированы М.А. Зубов и крещеный бурят из Цугола, имя которого не установлено. В столице с помощью П.А. Бадмаева и графа Юсупова представители Аги были приняты Николаем II. От государя получено благословение и выделено для строительство 10 тыс. рублей. Царица Александра Федоровна и царевна Татьяна заверили, что ими буду  на собственные сбережения закуплены и отправлены вся церковная утварь для обустройства алтаря и иконостаса, а также одеяния для священников и необходимая литература. Для строительства церкви был образован строительный комитет, который возглавлял М. А. Зубов. Строительство вел «Торговый дом П.А. Бадмаева и К». Был объявлен сбор пожертвований. Кроме государя императора, выделили деньги и другие жертвователи. Храм был заложен в 1897 г. и закончен в 1903 г. Закупленные царицей и царевной Татьяной в Санкт-Петербурге священные сосуды, утварь для обустройства алтаря и иконостаса, а также одеяния священнослужителей прибыли в Агу только в начале 1905 г. 16 августа 1905 г. состоялось освящение храма. При церкви в 1884 г. была открыта церковно-приходская школа. Она располагалась в казенном миссионерском доме и содержалась на средства, отпускаемые из Читинского отделения епархиального училищного Совета. Свято-Никольский храм благополучно простоял до 1930 г. В 1930-1932 гг. храм был закрыт, а священники высланы на поселение в Красноярский край. Из храма были вывезены все иконы и церковная утварь. Были сброшены кресты и купола, сняты и увезены колокола. Опустевший храм оставался бесхозным до 1936 г. В октябре 1937 г. постановлением ЦИК Бурят-Монгольской АССР здание Свято-Никольского храма передано отделу культуры. В 1937 г. разрушили колокольню, разобрали главный купол. В здании бывшего храма была сооружена деревянная сцена и открыт кинотеатр «Ага», в дальнейшем переименованный в «Октябрь». Кино здесь крутили до 1984 г. После постройки нового кинотеатра здание Свято-Никольского храма передавалось от одной организации к другой. При этом каждое учреждение перестраивало здание внутри на свой вкус. 6 июня 1990 г. состоялся сход граждан Агинского, на котором была организована православная община из 40 человек. 26 июня 1991 г. решением окружного Совета народных депутатов здание Свято-Никольского храма передано православной общине. После небольшого ремонта в ноябре 1991 г. в нем вновь начались службы. В связи с тем, что на территории Читинской области после 1917 г. было разрушено более 120 культовых зданий, а материальные ценности были разграблены или уничтожены, а так же с тем, что здание храма является памятником истории и культуры, восстановление его полностью финансируется из федерального бюджета. Сейчас уже полностью восстановлена колокольня, идет монтаж колонн  и восстановление главного купола высотой 29 м. Из города Каменск-Уральского Свердловской области были привезены 6 колоколов, отлитых на Уральском заводе цветных металлов по заказу Агинской православной общины. Главный колокол Благовестия весит 660 кг, пять других весят от 8 до 90 кг. Найдена единственная уцелевшая икона из старого храма – Казанская Богоматерь. Ее можно увидеть среди новых икон в помещении, где идут службы. Кстати, несколько великолепных новых икон для храма подарили президент Бурятии Леонидов Потапов и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Несмотря на ремонт, в храме не прекращаются богослужения. Они проходят ежедневно утром, а в большие праздники – весь день. В июле 2003 г. настоятелем церкви назначен отец Владимир.

 

Окружной краеведческий музей им. Цыбикова. Основан в 1961 г. имеет отделы природы, археологических памятников, этнографии, быта и жизни населения. Целый зал отведен экспонатам и документам одного из первых путешественников в Тибет, знаменитого бурятского професосора-востоковеда Гомбожаба Цыбикова, побывавшего там, в научной командировке в качестве паломника.

 В Агинском еще сохранился деревянный дом (теперь в нем кафе). В музее хранится подлинный экземпляр его главного научного труда – «буддист-паломник у святынь Тибета», выпущенный в 1919 г. в Петербурге. Сохранены личные вещи Цыбикова – шкаф, чернильный прибор, кисет, университетский значок, одежда, карта его путешествия, коврик, которым ученый пользовался во время путешествия в Тибет. Оригинально сделанный тибетский сундук, в котором Цыбиковым из Лхасы были привезены 180-томные «Ганджур» и «Данжур» (священные книги).  Тут же уникальнейшие снимки – в том числе и первая в мире фотография Дворца Потала – резиденции далай-ламы в Лхасе, сделанные Цыбиковым был вмонтирован в молитвенный барабан и сделан для него сотрудниками Русского географического общества. Не остается незамеченным посетителями хранящийся под стеклом интересный предмет – чашка, выполненная из человеческого черепа. Это – габала. Габала – черепная крышка головы человека, который умер естественной смертью, оставался девственником и сознательно не убил ни одного живого существа. Кроме того, на темени должно находиться ясное изображение ваджры. Габала символизирует абсолютную отрешенность от мира феноменов. Старожилы Агинского говорят, что после захоронения Цыбикова в 1930 г. в местности между Агинским и Амитхашей через год исчезла голова покойного. Так вот, одна из версий гласит, что голову похитили, а из черепа сделали святую чашу. В музее хранятся другие уникальные экспонаты, рассказывающие о знаменитых агинцах: Базаре Барадийне, Цыбене Жамцарано, Петре Бадмаеве.… Очень интересен зал этнографии: предметы быта старожилов Аги, шаман в своем одеянии и фотографии современных шаманов Аги. Интересны фотографии Агинского, сделанные в 1899 г. известным русским путешественником Г.Н. Потаниным, который перед путешествием на Большой Хинган неделю прожил в доме, где сейчас находится музей. Есть в музее и случайные, но, тем не менее, очень интересные экспонаты. Например, редкий портрет «буревестник революции» Максима Горького, состоящий из букв, вместе составляющих текст его рассказа «Мальва». Этот портрет был пожертвован музею старожилом Агинского А.А. Частохиным в 1960 г. Здесь же рукопись первого в истории бурятской литературы «Степь проснулась» Жамсо Тумунова и другие его неопубликованные произведения. Во дворе музея привлекают внимание две плиты: закладная алтарная плита деревянной церкви 1859 г. и могильная плита урядника Размахнина.

 

Агинский дацан

Агинский дацан

 Из окрестностей Агинского наибольший интерес представляет Амитхаша. Это небольшой поселок, практически сросшийся с Агинским, но по-прежнему остающийся самостоятельной административной единицей. Главная достопримечательность Амитхаши – Агинский дацан. От центра Агинского до дацана 7 км. Агинский дацан (тибетское название Даши Лхундублинг) – один из самых почитаемых дацанов в России. Современная композиция монастырского комплекса нетрадиционна. Дело в том, что с 1946 г. главный соборный храм (цокчен-дуган) находится на реставрации, а в Джуд-сумэ располагается буддийская академия. Поэтому основная жизнь дацана сместилась в его огороженную западную часть, которая сейчас является главной.

 В действующий комплекс дацана входит двухэтажный храм Дечен Лхундублинг, малые храмы, посвященные защитникам учения, божеству милосердия Авалокитешваре, и Зула-сумэ (подношение тысячи лампад) и др. При дацане находятся библиотека, гостиница, дома, в которых живут ламы и хувараки. Сейчас здесь 18 лам и 30 хувараков.

  Комплекс Агинского дацана является живой страницей архитектурного творчества бурятского народа, выдающимся его образцом. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг, многочисленные байпуры (курильницы благовоний), львы-хранители, каменные стелы и молитвенные барабаны. Обязательно побывайте в храме во время службы.

 Цокчен-дуган. Великолепное трехэтажное здание, украшенное с южной стороны портиком с шестью колоннами, посвящено Будде Шакьямуни. В храм ведут пять дверей, покрытые ажурной резьбой. За ними главный зал молитвенных собраний. В нем 30 расписных колон расположены в пять рядов. На втором этаже – верхний, более скромный, молитвенный зал. На третьем этаже, опоясанном галереей с колоннами, размещается гонкан храма. В свое время цокчен-дуган был окружен великолепной рощей, от которой в настоящее время осталось всего несколько деревьев. Площадка справа от цокчен-дугана – место, где стояла Великая ступа Брайбун Шодон. В данный момент в цокчен-дугане идут реставрационные работы, но скоро он предстанет во всем великолепии.

Старый Цокчен-дуган. Двухэтажный цокчен-дуган – один из первых бурятских каменных храмов. Когда построили новый большой храм, старый цокчен-дуган посвятили Будде Амитахабе. Именно в нем сейчас проходят хуралы. В великолепном молитвенном зале на первом этаже находятся кресла лам, буддийские иконы – танка, скульптуры божеств и библиотека. Вокруг дугана множество старых байпуров, львов, молитвенных барабанов. На северной стороне храма обращает на себя внимание мраморный рельеф «белого дедушки» — Цаган Убугун.

Ступы. С правой стороны от главной аллеи дацана установлены в ряд четыре ступы, посвященные божествам и первым ширетуям. При внешней схожести все они отличаются друг от друга.

«Четверо дружных». Находится в конце главной аллеи за внутренними воротами. На белоснежном слоне сидит обезьяна, на обезьяне-заяц, на зайце – ворона. Скульптурная группа – аллегория дружбы и согласия между людьми.

Дом Далай-ламы. В конце главной аллеи с левой стороны от внутренних ворот расположено здание, в котором останавливался далай-лама XIV, когда посещал Агу в 1991 г. Покои далай-ламы занимают только половину дома, во второй – резиденция дид хамбо – главы буддистов Читинской области и Агинско-бурятского округа. Эти помещения всегда закрыты, но в любую минуту готовы принять своих новых хозяев.

Котел. В самом углу дацана за Манин-сумэ (у гостиницы) находится огромный чугунный котел с китайским орнаментом и иероглифами. В нем в XVIII в. варили еду для лам и богомольцев. Размеры котла впечатляют – в нем можно сварить целого быка.

Дом древа Бодхи. Дом, в котором растет древо мудрости, находится в западной части дацана за Зула-сумэ. В традиции буддизма изображать Будду как древо жизни, или древо желаний – символ непрекращающейся жизни. Оно простирается от земли до небес, неся на себе плоды. Древо бодхи в буддизме – это также символ и модель буддийской вселенной по вертикали – небесный мир (крона), земной мир (ствол) и мир подземный (корни). Само дерево символизирует связь между этими мирами. Семена этого дерева в 1956 г. привез из Индии ширетуй Жамбал-Доржи Гомбоев. Дерево прекрасно прижилось, его листья сушат и используют в тибетской медицине.

 Субурган на сопке Норбо. В 1991 г. его святейшество далай-лама XIV побывал в северной части Амитхаши, на сопке Норбо, освятил ее и рекомендовал воздвигнуть на этом месте Норбо добын субурган Намжил. Когда-то здесь уже стоял памятник божеству буддийского пантеона Цынгедаа-бурхану – покровителю и защитнику чести и достоинства мужского населения данной местности. Построенный в 2003 г. субурган Намжил осмысливается так же. Намжил призван подавить все низменное (мууе дараха) и открыть дорогу светлым целям и устремлениям.


Микрозайм на дом